В данной статье мы хотим рассказать небольшую историю на тему выбивания долгов, в которой участвовали коллекторы с одной стороны и градообразующее предприятие.

Коллекторы пришли к директору

В одном небольшом тихом городе есть одно небольшое, но градообразующее предприятие. У которого еще совсем недавно имелись неисполненные обязательства на $6 млн. В досудебном порядке оно решительно ничего возвращать не собиралось, отправляя всех кредиторов в суд. Хождение по арбитражным инстанциям и общение с приставами могло занять около двух лет. Кредиторы обратились в коллекторское агентство.

Коллекторы провели анализ предприятия и выяснили, что оно входит в состав некой финансовой группы. Руководитель этой финансовой группы вскоре получил письмо, в котором без всяких намеков говорилось, что задолженность будет взыскиваться через суд, а процесс будет широко освещаться в СМИ.

Акценты в информационной кампании будут расставлены соответственно: задолжавшее предприятие – часть холдинга, в котором, очевидно, имеются финансовые проблемы, раз одна из его структур не платит по долгам. Коллекторы грозились также рассмотреть варианты продажи задолженности.

Что больше напугало руководство группы: ущерб репутации или перспективы рейдерского захвата – неизвестно, но оно нашло деньги для исполнения обязательств «дочки».

По словам очевидцев, вся процедура «выбивания долгов» заняла два месяца и шесть дней. Конечно, все это сильно смахивает на корпоративный шантаж, но у коллекторов свои аргументы: прикрывшись кризисом, возвращать долги отказываются и вполне состоятельные заемщики. Собст­венно, в подтверждение этого тезиса они и привели пример.

Коллекторы и их проблемы

Вместо людей юрлица. По мнению некоторых экспертов, уже через несколько месяцев специалисты по возврату долгов с граждан почувствуют стагнацию рынка, если не спад. Просроченная задолженность по организациям растет динамичнее, чем по «физикам». По данным ЦБ, в период с 1 октября 2008-го по 1 февраля 2009 года по компаниям она увеличилась на 130,2%, тогда как по гражданам – на 24,6%. Кредитование населения между тем снижается. Вероятно, через какое-то время передавать коллекторам станет уже нечего, вернее, качество просрочки ухудшится настолько, что взыскать хотя бы ее часть будет почти невозможно.

«Взыскивать становится все труднее, поскольку изменились сами заемщики, – признает директор по развитию бизнеса коллекторского агентства «Центр ЮСБ» Николай Иванов. – Думаю, примерно через полгода агентства ждет резкое падение объема работ. И тогда выиграют те участники рынка, которые накопили опыт взыскания корпоративной задолженности и соответствующие портфели долгов». «Если раньше банки и другие организации предпочитали работать с просрочкой компаний самостоятельно, то теперь в стремлении сократить издержки и сберечь каждую копейку они привлекают коллекторов», – говорит директор по развитию бизнеса агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн» Ирина Поддубная.

Выбивание корпоративных долгов, взыскание задолженности с организаций

Выбивание корпоративных долгов в среде коллекторов до недавнего времени считалось непрофильной деятельностью. И понятно почему: здесь используются совсем иные методы работы. «Это совершенно другой алгоритм взыскания, – рассказывает гендиректор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин. – В кредитном коллекторстве чаще всего присутствует конвейер – правильные законные угрозы и консультации, четкое распределение труда. То есть один сотрудник звонит должнику, другой к нему ездит, третий приставов уговаривает. А взыскание задолженности с организации часто сопровождает один человек».

«Работа коллекторов с гражданами – это в основном переговоры и поиск компромисса, с организациями – тщательный анализ информации. Проводится оценка источников погашения, в том числе имеющихся у компании активов. К каждому юридическому лицу нужен индивидуальный подход, что тоже отличает работу с ними от взыскания долгов с населения», – объясняет Ирина Поддубная. «“Кнопка” физлица часто находится в его возможностях, а «кнопка» руководителя организации – в его бизнесе, – развивает мысль Дмитрий Жданухин. – Главе компании, задолжавшей денег, иногда достаточно объявить о том, что о его неплатежах узнают контрагенты».

Еще одна интересная история про взыскание задолженности

И вот еще одна иллюстрация. Строительная компания приобрела технику и не расплатилась за нее. Коллекторское агентство, в которое обратилась пострадавшая сторона, выяснило, что предприятие возводит объекты для госструктуры. Удар пришелся по этой болевой точке: коллекторы пригрозили менеджменту уведомить заказчика о проблемах с задолженностью, что угрожало разрывом госконтракта. Более того, они пообещали отслеживать тендеры, в которых участвует организация, ставя в известность о ее проблемах конкурсную комиссию. Все это произвело сильное впечатление на должника – большую часть средств удалось вернуть.

Молодые долги

«Еще одно отличие – это сроки взыскания задолженности. Для физических лиц в период кризиса они в среднем равны четырем – шести месяцам, для организаций – около года», – отмечает Ирина Поддубная. «Кризис «омолодил» передаваемую коллекторам задолженность, ее объемы выросли, у нас появилась возможность самим предъявлять требования. Например, поднять минимальную сумму долга», – говорит Николай Иванов. «Некоторые банки уже готовы продавать долги сроками от 180 дней. Год назад это было минимум 360–450 дней. То же самое касается и задолженности, с которой мы работаем на агентской основе», – свидетельствует директор по развитию бизнеса Столичного коллекторского агентства Артем Плохов.

Что касается расценок, то оплата аутсорсинговой работы выросла, а стоимость продаваемых портфелей, напротив, упала. Это следствие ряда причин. Комиссия растет в том числе из-за увеличения себестоимости коллекторских услуг. «Сейчас она в среднем равна 25–30% от объема взысканной задолженности.

Максимальная же стоимость долгового портфеля составляет около 3–4% от его объема, а среднее значение намного ниже – 0,8–1,5%», – приводит данные Ирина Поддубная. По ее словам, в расчет цены закладываются и длительность просрочки, и риски падения платежеспособности заемщиков, и увеличение сроков взыскания. Учитывается и тот факт, что покупка каждого портфеля – по сути, инвестиционная сделка, которая требует денежных средств. «А это привлечение агентством займов, кредитов. Деньги сейчас стоят достаточно дорого», – поясняет специалист.